Оба философа (Бакунин и Кропоткин) не отвергали социальное управление как таковое , но они были противниками централизованного управления " сверху вниз ". Взамен подлежащего разрушению механизма государственного управления Бакунин предложил федеративную свободную организацию – " снизу вверх " – рабочих ассоциаций , групп , общин , областей и народов . В работе " Принципы и организация интернационального общества " Бакунин ратовал за " радикальное упразднение " всех существующих религиозных , политических , экономических и социальных институтов и за " новообразование " сначала европейского , а затем всемирного общества , базирующегося на принципах свободы , разума , справедливости и труда . Для реализации этих целей и принципов , с точки зрения анархиста , необходимы , во - первых , " радикальная отмена всякой официальной религии "; во - вторых , отмена монархии ; в - третьих , установление республики ; в - четвертых , отмена рангов , классов , привилегий ; в - пятых , уравнение в политических правах мужчин и женщин ; в - шестых , " уничтожение опекающего централистского государства " и упразднение всякого центрального управления , бюрократии , постоянного войска и государственной полиции ( Бакунин , 2000). Кропоткин в основание своего общественно - политического идеала положил идеи Бакунина . Он писал : " Полнейшая независимость общины , союз свободных общин и социальная революция внутри общины , то есть корпоративные группировки людей для производства , которые заменят государственную организацию существующего теперь общества , – вот идеал , который , как показал Бакунин , встает теперь перед нашею общественностью по мере того , как мы выходим из мрака прошедших веков " ( Кропоткин , 2002). Надо отметить , что бакунинским термином " федеративный " Кропоткин характеризовал не столько форму государственного устройства , сколько способ организации общества и понимал его в значении " вольный ", " безгосударственный ", " анархический ". "Понятие « федерализм », – отмечает современный исследователь творчества русского анархиста Е . И . Михайлов (2001), – у Кропоткина слилось с понятием « анархия ». Федеративное начало , по мнению Кропоткина , возникает тогда , когда государство перестает исполнять или утрачивает какую - либо свою функцию , и она начинает исполняться обществом ". Для русского анархиста идеальное государственное устройство есть демократическая федеративная республика , где демократия в его понимании – это широко развитое неполитическое самоуправление , которое может существовать только тогда , когда соединение мелких частей общества в одно целое происходит на федеративной основе . По его мнению , " демократический республиканский строй и федеративное начало идут рука об руку ... Одно без другого неосуществимо " ( Кропоткин , 1994). Теоретически осмысливая федерализм , Кропоткин видел будущее за системой управления , которая будет лишена основных черт государства . Он доказывал пагубность централизованной политики царского режима в России , провозглашал идею широкого местного самоуправления и строительства федерации снизу посредством заключения свободных договоров . Залогом нового федеративного устройства , по Кропоткину , будут несколько уравновешивающих друг друга частей без преобладания одной из них . Важно в будущем строе отказаться от национального давления и создать федерацию на основе хозяйственно - территориального признака . Главным элементом будущей федерации , по его мнению , должны стать производственные союзы , где будут представлены , по возможности , все отрасли промышленности и земледелия . Подобная децентрализация , считал мыслитель , создаст условие для прогресса социально - экономических отношений ( Кропоткин , 1964). В своих работах необходимость федерации в России Кропоткин доказывал различными аргументами : опытом исторического развития стран , опередивших Россию ( Германия , Англия , Франция , США ); федералистской интерпретацией периода феодальной раздробленности ; громадностью территории Российской империи ; признанием федеративной организации наилучшей формой прогрессивного общественного развития ; разнообразием быта ее частей ; национальными особенностями и необходимостью при этом единства всех частей для противостояния завоеванию – гибели ; тенденцией развития общественно - политической мысли в России и др . Кропоткин в своих теоретических построениях продвинулся дальше своего учителя – что касается будущего государственности – в сторону коммунизма . Он попытался соединить коммунизм и анархизм , полагая , что " на деле они составляют необходимое дополнение друг для друга ". Коммунистический анархизм – новая государственно - правовая модель общества , залог полного развития личности и ее личных особенностей . Его построение должно быть " делом всех ", он должен быть создан творческим умом самого народа : без постоянной , ежедневной поддержки со стороны всех он не мог бы существовать , и задохнулся бы в атмосфере власти . Он тогда только и может достичь своей цели , если покроет общество целою сетью артелей и обществ , служащих для удовлетворения всевозможных потребностей : нужды довольства , роскоши , изучения , развлечений и т . д . ( Кропоткин , 2002)
ЧИТАТЬ САМИМ - http://love-anarchy.clan.su/others/06_ezhova.pdf
|