Из истории православной миссии в Африке
Афанасий Зоитакис, кандидат исторических наук. Преподаватель Кафедры истории Церкви (Исторический факультет МГУ)
Сегодня православная миссия в Африке переживает не лучшие времена. Причин этому немало: финансовые трудности, отсутствие единства Поместных Церквей, нехватка харизматичных самоотверженных проповедников.
Тем не менее XX век стал временем экспансии Православного христианства на Африканском континенте. Современные трудности не умаляют полученных результатов, а миссия в некоторых частях Африки успешно продолжается, несмотря ни на что.
Статистика вещь противоречивая, особенно в Африке. Тем не менее очевидно, что православных на Черном континенте не меньше миллиона, а некоторые говорят о 5 миллионах верующих (из которых 4,7 коренные африканцы).
Картина православной миссии в Африке чрезвычайно разнообразна. Некоторые становятся православными после того, как пережили какое-то чудо: исцеление от болезней, изгнание из них злых духов, открытие источника с водой по молитвам священника. Другие африканцы встретились с Православной Церковью во время путешествия за границу и сами принесли Православие в свой дом.
Все началось в 1929 году. Два священника из Уганды покинули Англиканскую Церковь вместе со своей паствой. Под лозунгом «Африка для африканцев» они попытались основать собственную церковь. Но встреча с греческим священником привела их к решению принять Православие.
Предстоятелем Александрийской Церкви Христофором II (1939-1967) были созданы три митрополии – миссии: в Восточной (с центром в кенийском Найроби), Центральной и Западной Африке.
Патриарх Николай VI (1968-1986) продолжил дело своего предшественника и основал две новых митрополии: в Южной Африке (Кейптаун) и Зимбабве. Важным шагом стало поставление представителей коренных африканских народов в епископы и митрополиты. Это придало миссии Патриархии еще больший размах.
За успехом миссии стоит не только самоотверженность проповедников, но и бескорыстная помощь простых верующих. Мы взяли только два показательных примера из множества аналогичных. Силами небольшой Филиппской епархии (Элладская Православная Церковь) в Уганде строятся три храма, госпиталь и школа, жители города Итея (население меньше 5 тысяч человек) собрали на нужды миссии более 2 тонн одежды, а на остров Мадагаскар оправили несколько сотен нательных крестов.
Сегодня православная миссия в Африке продолжается во многих странах: Кении, Уганде, Танзании, Камеруне, Чаде, Нигерии, Зимбабве, Мадагаскаре.
Христианские миссионеры (в том числе и православные) в основной своей массе снисходительно смотрят на то, что новообращенные христиане привносят в церковную жизнь существенные элементы местных культур. Предоставим слово католическому миссионеру из Латинской Америки (в Африке ситуация такая же): «От католичества они взяли немного… Индейцы очень своеобразно поклоняются Христу… Я разрешаю своим прихожанам проводить обряды очищения, возжигать благовония и окуривать ими храм. Индейцы у меня кланяются четырем сторонам света, подносят Богу фрукты, танцуют в храме. Я и сам с ними танцую».
Конечно, православным миссионерам не свойственен столь радикальный подход. Но некоторые из них всячески поддерживают так называемую «инкультурацию». Разрешают африканцам танцевать после литургии и привносить в христианство элементы своих культур.
Сегодня мы расскажем о совсем ином подходе к проповеди Православия – уникальном миссионерском проекте в Конго (бывшая республика Заир). Он был начат афонским монахом Космой (в миру Иоанном Асланидисом). Казалось, что условия в этой части Африки максимально неблагоприятны для Православия. Местные жители считали черный цвет предвестником несчастья, а отец Косма всегда был в черной рясе. Статичные православные богослужения казались несовместимыми с привыкшей к шумным пляскам и ритуалам африканской душой. Тем не менее Косма Асланидис не шел ни на какие уступки, не занимался адаптацией Православия к местным условиям. Он транслировал Православную веру в максимально строгом «монашеском» варианте и неожиданно добился успеха.
«Бог устроил все таким образом, что все полученные мной знания пригодились мне в моем миссионерском служении», – признавался впоследствии отец Косма.
Он хорошо разбирался в электрике, строительстве, электронике, механике. Окончил медицинские курсы при Красном Кресте и получил диплом ныряльщика.
Впоследствии он неоднократно оказывал медицинскую помощь нуждающимся и даже спас от верной смерти маленького африканца.
Дело было так. Однажды вечером отец Косма походил мимо озера и внезапно увидел большое скопление плачущих людей. Маленький ребенок только что выпал из лодки и погрузился на большую глубину. Отец Косма несколько раз нырнул на десятиметровую глубину и на третий раз смог достать запутавшегося в леске мальчика. Плач сменился всеобщей радостью и благодарностью православному священнику, спасшему ребенка от верной смерти.
В возрасте 18 лет Иоанн начал предпринимать первые шаги на миссионерской ниве. Он организовал бригады студентов-добровольцев для возведения благотворительных учреждений, способствовал массовому обращению в Православие цыган и инициировал строительство для них поселка и храма. При помощи добровольцев Иоанном были возведены гигантские кресты, который ныне возвышаются во многих местах Флоринской епархии.
В 1975 году Иоанн Асланидис приостановил обучение и в возрасте 33 лет уехал в Заир.
C энтузиазмом, знанием дела, усердием и решительностью он приступил к строительству храмов. За день он так уставал, что ложился спать прямо в ботинках, не в силах их даже снять.
Вдобавок однажды Иоанн перегрелся на солнце и до конца жизни страдал от сильных головных болей. «Африканский климат очень тяжел для европейца. Лихорадка – мое перманентное состояние. Силы иссякают, но останавливаться нельзя. Дело должно быть продолжено», – говорил он.
Протестантские и католические миссионеры поражались, видя как один за одним возникают православные храмы. Работал конвейерный метод, изобретенный Иоанном: одна бригада возводила стены, другая крыла крышу, третья ставила окна, четвертая красила и т.д. Еще не успевали закончить один храм, а уже начиналось строительство следующего. Несмотря на полное отсутствие современной техники, при помощи местного населения ему удалось возвести десять новых церквей.
Иоанн вернулся в Грецию в сентябре 1976 года, чтобы завершить обучение в духовной семинарии. В 1977 году Иоанн отправился на Афон. Вскоре он познакомился со старцем (будущим преподобным) Паисием Святогорцем.
После продолжительной беседы молодой и восторженный Иоанн открыл свое сердце старцу, поведав о своем желании стать миссионером. Мудрый подвижник после молитвы посоветовал юноше принять постриг в афонской обители преподобного Григория, а затем после рукоположения, если на то будет благословение игумена, начать миссию.
В августе 1978 года Косма был рукоположен в пресвитеры. Он прибыл в Катангу, после чего отправился к месту своей постоянной дислокации в Колвези (республика Конго).
Когда отец Косма впервые приехал в Африку, он совсем не говорил на местном наречии. Он выучил выражение «Что это такое?» и ежедневно задавал этот вопрос африканцам, запоминая все новые и новые слова. Через несколько месяцев он уже мог свободно изъясняться на суахили. Вскоре знание языка позволило переводить богослужебную литературу.
Чтобы проповедовать в отдаленных регионах, отец Косма приобрел крепкий внедорожник, с помощью которого ездил по деревням, беря с собой в дорогу немного еды и палатку. Он созывал людей и беседовал с ними часами.
Миссия отца Космы показала, что Православие, сохраняя свою традицию и идентичность, может быть «умным» и современным. Он всегда шел на шаг впереди своих конкурентов и времени. Сегодня мы знаем, сколь важен для человека изобразительный ряд. А тогда в африканской пустыне отец Косма был несомненным первопроходцем.
От аккумулятора своей машины он запитывал проектор и до поздней ночи показывал слайды со Святой Горы Афон, Святой Земли, религиозной жизни христиан.
Когда темнело, чтобы не замерзнуть, африканцы разжигали костры и продолжали внимательно слушать православного священника. Любовь, внимание и сострадание отца Космы были для них необычны, ведь за годы колониализма они привыкли к совсем другому поведению белого человека. Много раз батюшка оставался спать в их хижинах, хотя и не мог сомкнуть глаз из-за запахов, насекомых, мышей, змей, стуков ритуальных барабанов, не прекращавшихся на протяжении всей ночи.
Десять человек составили круг ближайших сподвижников батюшки, который был организован по образцу общежительного монастыря. Каждому он поручил какое-то послушание. Кого-то научил водить машину, кого-то ремонтировать автомобили, кого-то научил электрике. У каждого было свое служение. Отец Косма ел с ними. Молился в церкви. По вечерам читал им Отечник и Жития святых. Исповедовал и причащал.
Особую заботу отец Косма проявлял о молодежи. Он пытался вырвать юношей из среды, погруженной в магические обряды и колдовство. Для этих целей во дворе миссии в Колвези он построил интернат, состоящий из двух больших корпусов, включавший общежитие, библиотеку и читальный зал. В интернат он собрал значительное число молодых людей, учащихся начальной, средней и старшей школы. Он дал им духовное и научное образование, исповедовал и причащал, воспитывал в дисциплине. Батюшка обучил детей Иисусовой молитве. Устраивал им собрания, рассказывал об отцах-пустынниках и житиях святых.
Главной задачей Космы Григориатского стало строительство храмов и подготовка священнослужителей. Кузницей кадров стал организованный им интернат. Отец Косма хотел сохранить детей от мирских соблазнов и поэтапно подготовить их к принятию сана. Благочестивых африканцев он отправлял в афонские монастыри, чтобы они перенесли полученный опыт на родину.
Отец Косма полагал, что большую роль в распространении Православия по африканскому континенту призвано сыграть монашество. Рядом с миссионерским центром им была основана женская обитель святого Нектария и осуществлена подготовка к открытию мужского монастыря.
Отец Косма стремился всеми возможными способами укреплять связь африканских христиан с афонскими монастырями. Использовал святогорские уставы, переводил наставления старцев, ставил магнитофонные записи афонских хоров, показывал фотографии с пейзажами и монахами Святой Горы.
Секрет его успеха заключался в комплексном подходе к миссии. Помимо программы возведения храмов, перевода богослужебной и духовной литературы, подготовки священников и преподавателей, обучения иконописцев, золотошвеек и певчих, отец Косма заботился о культурном развитии и экономическом преуспеянии африканцев.
Он учил православных Конго Иисусовой молитве, которую почитал действенным орудием против засилья демонических культов африканских шаманов. Сам отец Косма непрестанно творил умную молитву, а его ученики от мала до велика сами научились плести себе четки и никогда с ними не расставались, нашептывая слова «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного».
Косма Григориатский подчеркивал: «Наши братия африканцы – люди с богатым внутренним миром, европейцы обычно относятся к ним пренебрежительно, но совершают большую ошибку. Душа африканцев склона к мистицизму, и поэтому Православию есть что им предложить, но только подлинному Православию – монашескому, святогорскому».
Чтобы понять масштаб служения батюшки, приведем несколько записей из его миссионерского дневника:
«1985, День Святого Духа. В 6 утра Утреня и Божественная Литургия в деревне, которая отстоит на 220 километров от нашего миссионерского центра. По дороге назад мы встретили христианина, который нес тело своего умершего ребенка. Мы помогли отвезти его в деревню. В свою келию я вернулся за полночь, там меня ждал отец Кирилл, чтобы обсудить срочные проблемы, которые возникли за время моего отъезда».
«Пятница 6/1/89. Начали Полуношницу в 5.30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 Крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания…»
Если отец Косма видел сломавшиеся посреди дороги автомобили – каждый раз останавливался и сам устранял поломку. Если у кого-то кончился бензин – возвращался в миссионерский центр и привозил оттуда канистру с топливом. Он всегда кого-то подвозил и помогал перевезти груз, даже если ему было совсем не по пути.
Чтобы обеспечить создаваемую образовательную систему (построить школы, оплатить труд преподавателей) и профинансировать миссию, необходимы были значительные средства. Для того чтобы не зависеть от заграничных пожертвований, он организовал крупный (занимающий площадь 30 тысяч м2) земледельческий, животноводческий и птицеводческий комплекс. Он позволил выйти миссии на самообеспечение.
Создание крестьянского хозяйства позволило развить благотворительное служение. Сам отец Косма посещал лепрозорий в городе Казенсе, чтобы помочь прокаженным едой и лекарствами. У кого-то не было носа, у кого-то ушей, ног или рук – люди ждали не столько материальной помощи, сколь сочувствия и любви. И так как у отца Космы было много любви – он щедро делился ею с каждым. Помогая ближним, батюшка совсем не думал о себе, он даже путешествовал по ночам, чтобы выиграть время и помочь людям.
Каждые два-три года батюшка приезжал на Святую Гору помолиться и возродиться духовно, а также получить указания для дальнейшей деятельности. Во время своего последнего посещения Афона в июне 1988 года он неожиданно позвал в келию иеромонаха Мелетия и сказал: «Ты станешь моим преемником».
Действительно, спустя несколько месяцев внезапная и мученическая смерть прервала его святую жизнь и многотрудное служение.
27 января 1989 года в 55 километрах от города Лубумбаши грузовик вылетел на встречную полосу и столкнулся с автомобилем, за рулем которого сидел отец Косма. В результате миссионер погиб на месте, а его спутники чудом спаслись.
Для африканцев смерть отца Космы стала огромной потерей. По сей день люди ежедневно приходят, чтобы помолиться и украсить могилу своего наставника цветами. В хижинах православных конголезцев рядом с иконами можно увидеть фотографию отца Космы, а большинство новокрещенных мужского пола берут себе имя Косма.
В Конго в честь отца Космы названа деревня Baba-Kosmas и технический колледж «Иеромонах Косма Григориатский». На месте гибели миссионера появился культурно-просветительский комплекс, построенный и названый в его честь, способствовавший духовному и социальному развитию региона.
«Через его руки проходили миллионные капиталы, а умер он бедным и неимущим, как и подобает настоящему монаху», – говорил о миссии отца Космы его духовный отец. Когда миссионер приехал в Конго, там был один священник, десять приходов и несколько сотен православных христиан. После своего десятилетнего служения отец Косма оставил 14 иереев, 2 диакона, 15 000 крещеных, 48 церквей, 55 приходов, крестьянское хозяйство, два интерната, четыре школы и один монастырь.
Но дело не только в цифрах, куда важнее, что миссия отца Космы была не поверхностной, а глубокой. После его кончины люди не оставили Православие.
Преемник Отца Космы Мелетий Григориатский рассказывал:
«Великое дело совершил отец Косма в Африке. Я нашел здесь все афонские уставы. Все христиане с четками в руках. В церквях все поют вместе. Перед Причастием исповедуются. Соблюдают все посты. Ежедневно совершают все богослужения суточного круга»… «Каждую Пасху и Рождество в храм приходят верующие из отдаленных областей. Пешком! Проходят до 400 километров за два дня».
На прочном основании, созданном отцом Космой, продолжили служение его преемники. Православная миссия в Конго успешно развивается. Построено 110 храмов, на 159 приходов приходится 78 иереев и диаконов, в 84 учебных заведениях преподают 633 учителя и обучаются 30 000 человек. Помимо начальных школ открыты педагогический, агрономический, финансовый, компьютерный колледжи, школы для обучения взрослых, медсестер, а также глухонемых. В Колвези организованы больница и приют для девочек. Рядом с каждым храмом строится школа, чтобы ученики находились рядом с церковью, играли в ее дворе, участвовали в богослужениях.
Пример Космы Григориатского и его православной миссии в Конго имеет очень большую ценность как для людей Церкви, так и для мирян. Отбросив уныние, открыв сердце и засучив рукава, Косма, опираясь на слово Божие, сделал почти невозможное. Он дал возможность спасения тысячам верующим. Благодаря своему самоотверженному труду и неиссякаемой вере.